Пятница, 2024-03-29, 11:52 AM
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт воспитателя Бабак Марины Петровны

Персональный сайт
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 150
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Организация предметно - пространственной среды дошкольного учреждения.

Организация предметно-пространственной развивающей среды

дошкольного образовательного учреждения

 

Развитие ребёнка совершается в процессе воспитания и обучения – в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками. Вокруг ребёнка создаётся специальная педагогическая среда, в которой он живёт и учится самостоятельно. В этой среде дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учит упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, на собственном опыте приобретает знания.

Педагогу важно организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. При этом показателем развития ребёнка являются не знания и навыки, а способность организовать свою деятельность самостоятельно: поставить цель, оборудовать (и убрать) своё рабочее место, спланировать деятельность, приложить волевые усилия, выстроить логическую цепочку действий, добиться задуманного результата, проявляя при этом положительные культурно-этические качества в общении со взрослыми и сверстниками.

Психология дошкольника такова, что всё должно быть освоено и закреплено им в практической деятельности. Внимательно наблюдая за каждым воспитанником, педагог вдумчиво и рационально организует развивающее пространство.

Построение предметной среды – это внешние условия педагогического процесса, позволяющие организовать самостоятельную деятельность ребёнка, направленную на его саморазвитие под наблюдением взрослого.

    В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития. Решение этих задач невозможно без создания современной предметно-развивающей среды. Одна из важнейших педагогических задач - создать для каждого ребенка  разностороннюю развивающую среду, чтобы дать ему возможность себя проявить, помогает развитию личности, способностей, овладению способами деятельности.

      Особое внимание уделяется предметной среде, прежде всего ее развивающему характеру. Одной из основных задач мы считаем обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, двигательную и иную активность детей.

      Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию.  Иначе говоря, среда  не только развивающая, но и развивающаяся. Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем. Только тогда среда  способствует формированию познавательной, речевой, двигательной  и творческой активности.

Итак, среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка.

Предметную среду необходимо проектировать в соответствии с той программой, которая реализуется в образовательном учреждении. Уметь создавать среду должен сам педагог, владеющий знаниями по дошкольной педагогике и психологии. Так, воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности развития каждого своего воспитанника, знать группу в целом, чтобы не задерживать дальнейшее развитие детей и вместе с тем не ставить перед ними непосильные задачи (такие задачи могут погасить у ребёнка желание даже попробовать их разрешить, сдерживают развитие познавательного интереса). При отборе предметного содержания развивающей среды важно ориентироваться на зону ближайшего развития (Л.С. Выготский), т.е. на завтрашние возможности детей (то, что не требует усилий, не «работает» на развитие).

Известно, что дети одного и того же возраста отличаются друг от друга работоспособностью, выносливостью, вдумчивостью, темпом усвоения материала и т.д. Поэтому и требования к детям не могут быть одинаковыми. Одному ребёнку можно сразу предложить сложное задание, и он с радостью начнёт им заниматься, у другого оно вызовет растерянность. Одному нужны неоднократные повторения, чтобы закрепить необходимые знания, другой всё «схватывает на лету». Чуткие и опытные педагоги учитывают это и насыщают предметную среду содержанием, рассчитанным на разные уровни развития ребёнка (уровней может быть как минимум три: низкий, средний, высокий).  

Игры, игрушки, пособия не должны находиться в группе в течение года бессменно. Условно их можно разделить на три категории: «сегодня» (тот материал, с которым дети начинают знакомиться на занятиях или в других организованных формах взаимодействия со взрослыми); «вчера» (материал исследуемый, уже известный, освоенный в личном опыте, используемый в повседневной жизни для приобретения новых знаний); «завтра» (содержание, с которым предстоит познакомиться в недалёком будущем).

Эмоциональная насыщенность – неотъемлемая черта развивающей среды. То, что привлекательно, забавно, интересно, ярко, выразительно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Эту особенность детской памяти воспитателю всегда надо учитывать. Память ребёнка – это его интерес, так считают психологи. Поэтому на протяжении  всего дошкольного периода важно сделать интересным все, что педагог старается организовать для детей. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал.

Проектируя предметно-пространственную среду, необходимо учитывать потребности ребенка, как в индивидуальной, так и в совместной деятельности. Замечательно, если взрослый вместе с детьми регламентирует количество играющих в каждом уголке с помощью знаков-символов.

При создании в группе условий для саморазвития не следует забывать, что мальчики и девочки по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Так, мальчикам требуется большее пространство, чем девочкам, они не могут изо дня в день делать одно и то же. Но и девочки, и мальчики должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижения новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.

Сходство  с домашней обстановкой, присутствие милых ребёнку вещей снимает стрессообразующий фактор, помогает легче адаптироваться к образовательному учреждению. Уголок уединения («маленький дом») – то место, в котором можно побыть одному.

Мебель, оборудование, пособия, используемые во всех помещениях, принадлежащих группе, должны соответствовать требованиям гигиены, правилам охраны жизни и здоровья детей. Стационарная мебель прочно крепятся к стенам и между собой. Острые углы и кромки закругляются, что обеспечивает их гигиеническое содержание и предупреждает травматизм.

Правильно подобранная и расставленная мебель, рационально использование пространство групповой комнаты позволяют сэкономить место, создать уют и внести «изюминку» в интерьер.

Оборудование центра искусства

Рисование.

  • Репродукции картин, иллюстрации из детских книг по теме, которую педагог запланировал на ближайшее будущее, и той теме, которую дети уже усвоили.

·     Фоны разного цвета, размера и формы (5*7, 17*30, 45*30 см, прямоугольник, овал, круг).

·     Краски и другой изобразительный материал: гуашь, акварель, восковые мелки, сангина, пастель, тушь, фломастеры, разной толщины, цветные карандаши и т.д.( в соответствии с возрастом).

·      Кисти разных размеров, в том числе для «тычка», флейцевые.

·     Подставки для кисточек.

·     Стаканчики для воды.

·     Салфетки для кисточек.

·     Палитры для кисточек.

·     Палитры для смешения красок.

·      Вата для смачивания бумаги перед работой акварелью; газеты для работы «по мокрому».

Инвентарь для уборки рабочего места: ведро для мусора, тазик, тряпочки.

Лепка.

·     Глина (влажная в закрытом контейнере – готовая для работы).

·     Скульптуры малых форм (по теме будущей и прошедшей лепки),

·     иллюстраций.

·     Холст, скалка для раскатывания глины.

·     Стаканчики для воды.

·     Салфетки для рук.

·     Инвентарь для уборки: тазик, тряпочки.

·     Сопутствующий материал для оформления работ(нитки, пуговицы, бусины, семена, веточки и т.д.).

Аппликация.

·       Иллюстративный материал по ближайшей теме.

·       Фоны разных размеров (в том числе картинки из цветных журналов, обои).

·       Бумага, картон разного качества и размера в контейнере с разделителями для разных сортов и размеров бумаги.

·       Сопутствующий материал: накрахмаленные лоскутки ткани, нитки, пуговицы, бусинки, наклейки, фантики.

·       Подставки для кистей, кисти, клеёночки.

·       Салфетки для разглаживания деталей и для рук.

·       Ножницы на подставке.

·       Ведро или тазик для обрезков, клей в закрытой баночке.

·       Инвентарь для уборки: сметки, тряпочки, ведро, совок, швабра или веник (детские).

Инвентарь для уборки в центре искусства может быть единым для всех трёх рабочих мест. Главное – чтобы дети не забывали использовать его по назначению.

Центр науки (природы)

      Этот центр является не только украшением группы, но и местом для саморазвития детей. Его можно оформить на специально оборудованном  стеллаже или в виде зимнего сада. Основная часть растений размещается в этом центре.  Несколько растений используется в качестве интерьерных украшений разных частей помещения. Очень хорошо, если цветочные кашпо будут одного цвета. Аквариум с рыбками – непременная принадлежность уголка природы любой возрастной группы. Он располагается на уровне глаз детей. Перегородки и специальные подставки со встроенными аквариумами – беспроигрышный приём современного дизайна, не теряющий популярности уже много лет.

Клетку с птицами лучше поместить на полку рядом с растениями. Террариум оснащается в соответствии с характером и повадками того животного, которое в нём содержится. Не следует  забывать об эстетической и гигиенической сторонах содержания рыб и других животных: дополнительные аксессуары и своевременная уборка обеспечат привлекательность и безопасность данной зоны. Наличие фонтана со струями журчащей воды, мягкая мебель под кронами напольных комнатных растений создадут уют, позволят отдохнуть и уединиться в зелёном уголке.

Оборудование центра наук

·     Растения, требующие разных способов ухода, с учётом возраста детей ( отбор по принципу: лучше меньше, но лучше).

·     Оборудование для ухода за растениями: передники, лейки, палочки для рыхления, тряпочки, пульверизатор и т.д.

·     Календарь наблюдений за состоянием погоды, за растениями, животными.

·     Литература природоведческого содержания ( по изучаемой и изученной темам).

·     Картотеки: а) растения, имеющиеся в уголке природы (информация познавательного, занимательного характера, стихи, отрывки из литературных произведений по каждому растению); б) растения ближайшего окружения (на участке); в) птицы, звери (нашей полосы, жарких стран, северных широт).

·     Настольно-печатные, дидактические игры природоведческого содержания.

·     Природный материал, материал для составления икебаны.

·     Информация по валеологии.

 

В данном центре, если позволяют условия, размещается материал для экспериментирования: весы, микроскоп, ёмкости с сыпучими жидкими, твёрдыми веществами, мерные ложечки и сосуды, пооперационные карты, алгоритмы для проведения опытов, карты наблюдения, бассейны для игр с водой, песком.

Центр ручного труда

Привычка детей работать в уголке труда, самостоятельно делать поделки формируется постепенно на основе устойчивого интереса к этой деятельности. Поэтому зона труда должна быть активно работающей. Материалы лучше поместить в пластиковые шкатулки, контейнеры, деревянные ящички. Коробки должны легко открываться самими детьми. Каждому виду материала отводится определённое место. Коробки располагаются так, чтобы ими было удобно пользоваться, это поможет детям быстрее готовиться к работе, приучит их к

порядку.

Для формирования у дошкольников интереса к самостоятельному изготовлению поделок следует проводить конкурсы и выставки (совместно с родителями). Главное, чтобы у ребёнка появилось желание, чтобы был создан эмоциональный настрой на этот вид деятельности, чтобы дети понимали, что достичь успеха можно, лишь проявив упорство, старание, смекалку.

Материалы для ручного труда следует систематически обновлять. Не обязательно, чтобы в этом центре одновременно находилось для работы с тканью, кожей, деревом, природным материалом и т.д.Содержание центра ручного труда меняется в зависимости от детского интереса (от возможностей самого уголка), от умений и навыков, от личных увлечений, национальных, половых особенностей детей.

Оборудование центра ручного труда

·     Пластмассовые бутылки, стаканчики разных цветов и размеров, контейнеры от «киндер-сюрпризов».

·     Образцы, иллюстрации.

·     Пооперационные карты с алгоритмом последовательных действий.

·     Ножницы на подставке, салфетки.

·     Сопутствующий материал: бусины, нитки, проволока, тесьма, верёвки, пенопласт, наклейки, пуговицы и т.д.

·     Ёмкость для мусора и инвентарь для уборки рабочего места.

 

Центр занимательной математики

·        Счётные палочки, счётный материал (матрёшки, грибочки, рыбки и т.д.).

·        Лабиринт.

·        Пособия для нахождения сходства и различия.

·        Головоломки, составление целого из частей.

·        Занимательные примеры.

·        Задачи – шутки.

·        Карты по мнемотехнике, коллажи.

·        «Танграм», «Колумбово яйцо», «Волшебные круги» и т.д.

·        Геометрические фигуры (плоскостные и объёмные).

·        Верёвочки разной длины, толщины.

·        Ленты широкие и узкие, линейки.

·        Модели: года, дней недели, частей суток, часы.

 

Строительный центр

Благодаря встроенной мебели, изготовленной точно в соответствии с особенностями помещения, можно наилучшим образом сосредоточить весь строительный материал(мелкий и крупный) в одном центре. На стеллажах, которые являются конструктивным элементом, отделяющим один центр от другого, размещаются мелкие игрушки: машинки, дорожные знаки для обыгрывания построек. Чертежи, рисунки, фотографии и прочий иллюстративный материал хранятся в папках-файлах рядом со строительным материалом. Часть рисунков, чертежей используется в качестве образцов с целью прямого следования им, другие способствуют развитию у детей умения закончить постройку, скомбинировать её с учётом поставленной задачи. Строительный материал хранится на открытых полках и стеллажах в деревянных, пластмассовых коробках, контейнерах. Конструктивную деятельность стимулируют фотографии построек, выполненных детьми ранее.

Физкультурно-оздоровительный центр

Спортивно-оздоровительная предметная среда помогает содействовать решению как специфических задач развития двигательной активности, моторики детей, так и задач их гармоничного развития.

Использование разнообразных физкультурных и спортивно-игровых пособий повышает интерес детей к выполнению различных движений, ведёт к выполнению различных движений, ведёт к увеличению интенсивности двигательной активности, что благотворно влияет на физическое, умственное развитие и на состояние здоровья ребёнка. В совместной деятельности со сверстниками у детей воспитывается готовность помочь партнёру по игре, способность сопереживать его успехам или неудачам, умение радоваться общим достижениям в том или ином виде двигательной деятельности.

При наличии места в групповых комнатах, раздевалках, спальнях вдали от играющих детей устанавливают конструкции из металлических труб или оборудование из дерева. В набор спортивно-игровых комплектов обычно входят традиционные пособия: гимнастическая стенка, канат, верёвочная лестница, трапеция, кольца, качели и другие приспособления. С целью обеспечения

страховки, предотвращения травматизма необходимо иметь набор матов.

Крупные детали (гимнастические лестницы, рукоходы, металлические основы) должны быть прочно и надёжно закреплены. Важно, чтобы все материалы соответствовали экологическим и гигиеническим требованиям.

Существенное значение имеет цветовое решение спортивно-игровых комплексов. Нежелательно использование слишком ярких, насыщенных тонов для спортивных снарядов. При выборе окраски физкультурного оборудования следует отдавать предпочтение мягким, пастельным тонам или покрытиям, придающим дереву небольшой оттенок.  Таким образом посредством решения задач эстетического оформления у воспитанников формируется художественный вкус.

К сожалению, не всегда есть возможность приобрести и установить спортивный комплекс.  Для достижения оздоровительного и развивающего воздействия можно использовать имеющиеся подручные материалы, смекалку, изобретательность, фантазию и «золотые руки» воспитателя. Коврики для массажа стоп можно сделать, наклеив на основу вырезанные из кожи, меха, резины и т.д. стельки, можно нашить на коврик пуговицы разного диаметра или разноцветные пробки от пластиковых бутылок, установить контейнеры с наполнителем из фасоли, гороха. Для оздоровительной дорожки используются ребристые коврики, гимнастические палки, верёвки разной толщины, диск «Здоровье» и другие приспособления.

Мелкий спортивный инвентарь, фрагменты оздоровительной дорожки хранятся в настенных карманах, выполненных из моющихся материалов, в ящиках на колёсах, которые могут передвигаться за своим маленьким хозяином в любой конец комнаты.

Зона отдыха

Создавая развивающую среду, следует позаботиться о том, чтобы дошкольник не потерял чувство защищённости и безопасности и, устав от окружающих, имел возможность перебраться в «тихий уголок», или «уголок отдыха», чтобы поиграть, полистать любимые книжки, просто помечтать. Педагог организует такое место, отделив его от играющих детей стационарной ширмой из бамбука или ткани. Торшер или настенные бра, мягкая мебель, коврик на полу, картина в пастельных тонах, спокойная релаксационная музыка, фонтан с журчащими струями воды порадуют глаз и слух, помогут ребёнку ненадолго уединиться, как бы спрятаться «в норку», восстановить силы.                                       

       

Использованная литература:

     1.Максакова А.И. «Развитие правильной речи ребенка в семье»

     2.Марецкая Н.И. Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул интеллектуального, художественного и творческого развития дошкольника «Гном-Пресс», 2005

     3.Мухина В.С. «Детская психология», М., Просвещение, 1985

 

     4.Нищева Н.В. – СПб.:  Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. «Детство-Пресс», 2005

 

     5.Казакова Т.Г. «Развивайте у дошкольников творчество», М.,Просвещение, 1985.

               6. Комплексная программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство»

                   под ред. В. И. Логиновой, П. И. Бабаевой, Н. А. Ноткиной .

     7.Федоренко Л.П, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев "Методика развития речи детей дошкольного возраста", М.,- Просвещение,  1977 г.

Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Babak Marina
Создать бесплатный сайт с uCoz