Проект
«Город у моря - Таганрог»
(Для детей дошкольного возраста)
Автор работы:
Бабак Марина Петровна.
воспитатель
МБДОУ Детского сада №71
г. Таганрог.
2014 год
ПРОЕКТ «Город у моря - ТАГАНРОГ»
Только тот, кто любит, ценит и уважает
накопленное и сохранённое предшествующим
поколением, может любить Родину, узнать ее,
стать подлинным патриотом.
С.Михалков.
Аннотация
Задача воспитания чувства патриотизма и любви к малой Родине традиционно решалась в нашем ДОУ, но результаты исследования показали, что необходимо усилить работу в данном направлении, наполнить ее новым содержанием. Поэтому возникла идея изменить формы организации образовательного процесса по ознакомлению детей с родным краем. Реализация проекта «Город у моря - Таганрог» стала плодотворным этапом в ознакомлении старших дошкольников с Ростовской областью и приобщением к художественной литературе. Метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным, развивает творческие способности дошкольников.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Тема проекта: «Интегративный подход при формировании у детей дошкольного возраста интереса и ценностного отношения к родному краю в проектно-краеведческой деятельности»
Автор проекта: Бабак Марина Петровна_ воспитатель МБДОУ д/с №71
Участники проекта: воспитатели, воспитанники группы общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет, родители.
Вид проекта: инновационно –практический
Срок реализации: долгосрочный (2013-2014 год)
Место проведения: МБДОУ Детский сад № 71
Возраст детей: дошкольники 6-7 лет
Тип проекта: повторяющийся (возможность использования для дошкольников разного возраста с дополнениями)
Проблема: Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае, о родном городе, стране, особенностях русских традиций; равнодушное отношение детей к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю; недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме патриотического воспитания в семье.
Актуальность : Знакомство детей с историко-культурными особенностями родного края формирует у детей такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины.
Практическая значимость: Данный проект поможет детям и родителям приобщиться к богатым традициям родного города, окунуться в творческий мир писателя А.П.Чехова.
Гипотеза : Использование данного проекта (модели образовательной технологии проектно-исследовательской деятельности воспитанников 7-го года жизни) приведет к активизации механизма детского саморазвития, в результате которой познавательная инициативность, социальная и творческая активность дошкольников перейдут на качественно новый уровень.
Цель: Формирование у старших дошкольников знаний о родном крае и великом земляке А.П.Чехове.
Задачи:
Образовательные:
- расширение знаний детей об истории родного края;
- формирование представлений о жизни и творчестве русского писателя А.П.Чехова;
- формирование элементарных представлений об укладе жизни и быте людей в эпоху Чехова.
Развивающие:
- развитие творческих, конструктивных и коммуникативных способностей;
- развитие навыков продуктивной деятельности.
Воспитательные:
- воспитание патриотических чувств и любви к малой родине;
- воспитание интереса к художественной литературе.
Образовательные области проекта:
- «Познание»;
- «Социализация»;
- «Коммуникация»;
- «Чтение художественной литературы»;
- «Художественное творчество».
Виды детской деятельности:
- познавательно-исследовательская;
- игровая;
- коммуникативная;
- восприятие художественной литературы;
- продуктивная деятельность.
Предполагаемый результат:
· Активное участие детей и родителей в проектной деятельности.
· Освоение доступных знаний об истории родного края, о жизни и творчестве знаменитого земляка писателя А.П.Чехова.
· Формирование у детей умения выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее.
· Воспитание интереса к художественной литературе.
· Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения с взрослыми.
- Воспитание любви и бережного отношения к городу.
Новизна опыта : Данный проект представляет собой комплекс разнообразных форм и методов работы педагогов по воспитанию патриотизма у детей дошкольного возраста. Отражает творческие подходы к решению данного вопроса, представляет систематическую и целенаправленную работу воспитателей, родителей и всего коллектива дошкольного учреждения.
Методы.
Практические:
- Создание иллюстративных справочников дошкольников по произведениям Чехова.
- Экскурсия по Чеховским местам, по городу.
- Работа в краеведческом уголке с целью формирования знаний о родном городе.
- Оформление альбомов «Мой Таганрог» и «Жизнь Чехова в фотографиях» из серии «Факты, имена, события».
- Дидактические игры.
- Подвижные игры.
- Акция «С Днем рождения Таганрог».
- Участие в V Международном Чеховском книжном фестивале.
- Тематическое развлечение «Романовы в Таганроге».
- Театрализованные постановки педагогов для детей по произведениям Чехова.
Словесные
- Беседы.
- Чтение художественной литературы.
- Рассказывание
Наглядные
- Организация выставок.
- Сбор фотоматериалов.
- Рассматривание иллюстраций.
- Информационные стенды.
- Мультимедийные презентации.
Инновационные:
- Создание «ленты времени» города от Петра I до наших дней.
- Создание презентаций «Герои подпольщики города Таганрога» и «Улицы, названные в честь героев подпольщиков города Таганрог».
- Выставка «Папа, мама на работе».
- Составление детьми вместе с родителями схемы микрорайона, где они родились и живут.
- Проведение Акции «Лучик победы в каждый дом».
- Шествие по улицам в День рождения города.
- Виртуальные экскурсии.
- Представление детей на книжном фестивале.
- Публикации в сборниках.
Интеграция образовательных областей:
«Здоровье» |
Участие детей в целевых прогулках, экскурсиях по городу способствует сохранению и укреплению здоровья |
«Физическая культура» |
Участие детей в целевых прогулках, экскурсиях по городу обеспечивает необходимую двигательную активность. |
«Безопасность» |
Обсуждение с детьми правил безопасного поведения в городе, например, «Как правильно переходить улицу» и т.п. |
«Труд» |
Участие в совместном с воспитателем труде на участке детского сада: посильная уборка после листопада, подкормка птиц, живущих в городе. Высаживание деревьев и цветов в городе. |
«Чтение художественной литературы» |
Развитие эстетического восприятия и суждений в процессе чтения произведений художественной литературы о малой родине. |
«Коммуникация» |
Накопление опыта участия в разговорах, беседах о событиях, происходящих в родном городе, о достопримечательностях родного города, участие в придумывании сказок и историй о достопримечательностях малой родины. Обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей-горожан. |
«Художественное творчество» |
Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, отражающих отношение людей к малой родине: возложение цветов к мемориалам воинов, украшение города к праздникам и прочее. |
«Познание» |
Участие в проектной деятельности, продуктом которой являются журналы или газеты о малой родине, создание карт города, составление маршрутов экскурсий и прогулок по городу; коллекционирование картинок, открыток, символов, значков. |
«Музыка» |
Разучивание песен, связанных с родным городом |
Работа с родителями:
оформлены планшеты и консультации с историческими сведениями об улицах города, памятных местах, трудовых буднях горожан, истории создания герба и флага Таганрог, подобрана библиотека познавательной литературы об истории и культурных ценностях города
Совместные праздники и викторины , а также выставки детских работ, выполненных в сотворчестве с родителями: «Мой любимый город», «Город глазами ребёнка».
Формы взаимодействия с родителями:
- Индивидуальные консультации, беседы по проблемам патриотического воспитания детей
- Семинары-практикумы
- Родительские собрания
- Фотовыставки
- Оформление информационных стендов
- Совместные экскурсии
- Сотворчество детей и родителей
- Совместные досуги, праздники и развлечения
- «Встреча с интересными людьми»
План реализации проекта:
I этап
· Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора.
· Формулирование задач и цели проекта.
· Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по тематике проекта.
· Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
План реализации проекта:
II этап
· Непосредственно-образовательная деятельность “ Мир А.П. Чехова”
· Экскурсия в домик Чехова.
· Проведение цикла познавательных занятий.
- Оформление альбомов: « Мой Таганрог», «Жизнь Чехова в фотографиях» (из серии «Факты, имена, события»).
· Просмотр презентации «Мой Таганрог».
· Экскурсия по музеям города.
- Оформление дидактических игр по краеведению: “Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Из какого произведения герой?», «Герб Таганрога», «Достопримечательности города», «Улица», «Узнай по описанию», «Поставь памятник на место», «Найди на карте где мы живём», «Путешествие по городу», «Загадки на улицах города», «Что я запомнил», «Я по городу иду»; «Найди на карте, где мы живём», «Загадки на улицах города»;
- - беседы «История моего города», «Где ты живёшь», «Знаменитые жители моего Таганрога», «Памятники великим людям нашего города», «Освобождение Таганрога», «Детство Петра I», «Александр I в Таганроге», «Город А.П. Чехова».
· Чтение произведений А.П. Чехова.
· Театрализованные игры.
- «Музыка» - разучивание стихов и песен о Таганроге.
План реализации проекта:
III этап
· Выставка детско-родительского творчества «Наша книга».(рукописные книги по произведениям А.П.Чехова).
· Выставка детских рисунков по произведениям Чехова.
· Фотовыставка «Мы по Чеховским местам».
· Оценка этапов реализации проекта детьми.
· Презентация проекта
- развлечение, праздники: «День Победы», «С Днём рождения, любимый город!», викторина «Знатоки Таганрога».
- создание книги памяти о героях Таганрога в годы Великой Отечественной войны
Обеспечение проектной деятельности
Материально-технические ресурсы:
- Подбор исторической литературы о Таганроге.
- Подбор произведений А.П. Чехова.
- Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии).
- Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности.
- Дидактические игры.
- Выставки книг и рисунков.
- Создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).
Методическое:
- «С чего начинается Родина?» Журнал «Управление ДОУ», №6-2003г.
- Журнал «Дошкольное воспитание», №12 за 2001г., №6,8 за 2003г., №2 за 2005г.,
- Журнал «Ребенок в детском саду», №5-6, 2001г. №1-6 за 2004г.; №1, 5, 6, за 2005год.
- Князева О. Л. и др. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» - СПб: Детство-Пресс, 2004г.
- Кондрыкинская Л. А. «С чего начинается Родина?» - М: Творческий центр, 2004г.
- Маханева М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» - М: Творческий Центр, 2009г.
- Ренжигло А.Г. «Мой Таганрог» - Таганрог: Лукоморье, 2002г.
- Катаев В.Б. «Четыре жизни Чехова» - М: Гелиос АРВ, 2004г.
- Лукьяненко В.Н. «Дошкольникам о Чехове»- Таганрог: Нюанс, 2010г.