«Чем занять ребенка летом?»
(игры с песком и водой в домашних условиях)
во второй младшей группе
«Дети должны жить в мире красоты, игры,сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».
Сухомлинский В.А.
Дошкольное детство – это период игры. Игра в детские годы преобладает над всеми другими занятиями ребенка и является ведущим видом деятельности.
Игра доставляет ребенку большую радость , потому что дает ему возможность активно действовать. «Ребенок до десятилетнего возраста, - писал М.Горький, - требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий мир и, прежде всего и легче всего, в игре и игрой».
Малышам нравится играть в семейном кругу. Участие в игре взрослых помогает им лучше проникнуть в мир интересов ребенка.
Существует довольно много самых разных игр. Игры с природным содержанием базируются на знаниях в этой области и отражают тот или иной вид деятельности людей в природе. Если родители активно приобщают ребенка к природе через наблюдения, художественную литературу, телепередачи и т.д., его заинтересованность, несомненно, найдет отражение в играх.
Взрослые должны помнить о том, «что без экологических знаний сегодня жить невозможно, что они нужны нам – людям, как воздух, как лекарство от болезней, диагноз которой – равнодушие к нашему общему Дому – к Природе», (В.А. Алексеев).
Совместная игровая деятельность – единственная форма познания окружающего мира. Необходимо чаще и больше играть с детьми.
Вода – одна из загадочных жидкостей на земле. Издавна люди восхваляли и воспевали воду. Слово ВОДА входит в состав всех тканей живых существ, обезвоживание – это смерть, вода – это жизнь.
Вода – первый и любимый всеми детьми объект для игр и для исследования. Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний. Особенно это важно для маленьких детей.
Первые игры с водой ребенок осваивает во время купания. Но для развития малыша этого мало, так как, организуя игры с водой, взрослые одновременно решают много разных задач.
• Способствуют физическому развитию ребенка (развивается мелкая моторика рук, а также зрительная и двигательная координация).
• Знакомят ребенка с окружающим миром (знакомство с основными свойствами воды: прозрачная, без цвета, запаха и вкуса….; и с материалами, которые используются в играх).
• Расширяют и обогащают словарь детей.
• Способствуют овладению детьми элементарными математическими понятиями – далеко - близко, высоко – низко, мало – много, полный – пустой и т.д.
• Снимают психическое напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей.
Игры с водой делают жизнь ребенка разнообразнее и интереснее. Каждый малыш с удовольствием принимает в них участие.
«Что нужно для организации игр с водой дома?»
Установить емкость с водой на устойчивый столик. К емкости должен быть свободный доступ;
Верхний край емкости для воды должен находиться на уровне пояса ребенка;
Перед игрой закатать ребенку рукава и одеть фартучек;
Подготовить игровое оборудование: заводные игрушки- забавы, разные мелкие игрушки, природный материал (шишки, камешки, ракушки, каштаны, желуди, кора деревьев, скорлупки грецкого ореха), предметы – заместители (деревянные палочки, пластмассовые трубочки, крышечки, пробки), разнообразные пластмассовые сосуды, воронки, ложечки.
Организуя игры детей с водой, хорошо использовать художественное слово (для малышей уместны потешки, стишки о воде, описательные загадки). Игры с водой хорошо также сопровождать прослушиванием аудиозаписей шума дождя, водопада, рокота прибоя, журчания ручейка. Слушать вместе с малышом пение мини-фонтанчика, который желательно иметь дома доля увлажнения воздуха.
«Какие игры с водой можно организовать дома?»
1. Знакомство со свойствами воды:
• Вода разливается, она жидкая. Ее можно собрать тряпочкой или губкой;
• Вода бывает горячая, теплая, холодная. Попробовать на ощупь;
• Вода чистая, прозрачная, через нее все видно. Сравнить стакан воды со стаканом молока;
• Вода не пахнет. У нее нет запаха. Дать детям понюхать;
• Воду можно наливать и переливать. Дать детям возможность самим наливать воду;
• Воду можно окрасить, добавив в нее краситель (чай, кофе, гуашь, зеленку).
2. Переливанием воды разными емкостями (ложкой, крышкой, баночкой, кружкой).
3. Наливание воды в разные сосуды (чашку, бутылочку, баночку, кастрюльку…).
4. Веселая рыбалка (вылавливанием ложкой разных предметов из разных по объему емкостей).
5. Тонет – не тонет (игры на экспериментирование).
6. Игры с мыльными пузырями. (самостоятельной пускание пузырей). Поймай пузырь на ладошку. Чей пузырь больше? Чей пузырь выше улетит? А дальше?).
7. Игры с заводными плавающими игрушками.
8. Игры с мелкими резиновыми, пластмассовыми и деревянными игрушками.
9. Игры с куклой: «Умоем куклу», «Искупаем нашу куклу», «Помоем кукольную посуду», «Постираем кукле белье», «Приготовим для куклы обед».
Игры с песком в песочнице позволяют детям устанавливать первые контакты друг с другом, являются прекрасным средством для развития и самореализации ребенка. Играя с песком, дети узнают о его свойствах: сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду, состоит из мелких песчинок и т.д. Песок – хорошее психопрофилактическое средство. Он способен «заземлять» негативную психическую энергию и устанавливать стабильное эмоциональное состояние. В то же время песочница – прекрасное средство для установления контакта со своим ребенком, особенно, если малыш говорит плохо. В играх с песком, проигрывая волнующую ситуацию с помощью мелких игрушек и создавая определенные постройки из песка, мы освобождаем ребенка от напряжения и беспокойства и предоставляем ему возможность высказываться, развиваем речь. Т.о. песок действует на детей, как магнит. Игры с песком имеют положительное значение для развития психики ребенка и установления психологического комфорта. Песок – прекрасное средство для «заботы о душе», именно так переводится термин «психотерапия». Ребята с удовольствием сооружают из песка различные «постройки» - дома, плотины, дороги, гаражи, песочные замки и дворцы. При этом взрослым хорошо обращать внимание на свойства песка: он легко пропускает воду, во влажном состоянии сохраняет приданную ему форму. Можно вместе с ребенком рассмотреть сухой песок под лупой.
«А что нужно ребенку для игры в песок?»
Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желание, доброта,
Чтоб вера в детство не пропала.
Простейший ящик из стола
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольется дивной сказкой.
Игрушек маленький набор
Возьмем в игру… Подобно богу,
Мы создадим свой Мир чудес,
Пройдя Познания дорогу.
Т.Грабенко
Для игр с песком дома необходимо:
• Небольшой ящик (70/60/15), наполненный наполовину чистым влажным песком;
• Мелкие игрушки: фигурки людей и животных, машинки;
• Природный материал: камешки, ракушки, шишки, веточки;
• Различные пластмассовые емкости: баночки, ложечки, крышечки и т.д.;
• Различные песочные наборы (ведро с совочками и формочками);
• Салфетка для рук.
Ребенок знакомится со свойствами песка и глины. Песок: сыпучесть, рыхлость, способен пропускать воду. Глина: вязкость, пластичность, неспособность пропускать воду и т.д.
Узнает, как человек использует песок, глину, камень.
Знакомится с разнообразием камней в природе.
У детей воспитывается эстетический вкус (знакомство с Гжелью, Дымковской игрушкой и т.д.)
Воспитывается бережное отношение к объектам неживой природы, природным материалам и предметам, сделанным из них.
Формируется интерес и желание наблюдать за объектами неживой природы.
Песок поглощает негативную психическую энергию, поэтому при взаимодействии с песком стабилизируется эмоциональное состояние.
Развивается мелкая моторика и тактильная чувствительность, которые влияют на развитие речи и формирование произвольного внимания и памяти.
С развитием тактильной чувствительности и мелкой моторики ребенок учится прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.
Игры с песком, глиной развивают глазомер ребенка и его творческие способности.
«Какие игровые упражнения с песком можно делать с детьми?»
Вот какие наши ручки (ребенок слегка вдавливает руку в песок, проговаривая о своих ощущениях – песок сырой, сухой, теплый, холодный и т.д.);
Вот так наши кулачки (нажимать на песок кулачками и костяшками пальцев – сравнивать, на что похож отпечаток);
Пальчики гуляют («пройтись» поочередно каждым пальчиком левой и правой руки по песку, затем двумя руками одновременно);
Пальчики играют («поиграть» одновременно пальцами по поверхности песка, как на пианино);
Ползают ладошки (зигзагообразные и круговые движения ладошками по песку – едет машина, ползет жук, крутится карусель …….) То же самое ребром ладошки;
Кто здесь пробегал (оставлять следы одновременно разным количеством пальцев. Придумать, кто оставил эти следы).
С помощью таких игр идет не только обучение, но и развитие тактильно-кинестетической чувствительности детей, а также развитие мелкой моторики рук. У них формируются такие черты характера, как инициативность, самостоятельность, умение решать проблемные ситуации, развивается воображение и речь.
Игра в песочнице начинается с того, что дети учатся «лепить» куличики из формочек и ведерок, а затем украшают их различными узорами.
Организуя различные игры, родители должны помнить, что ребенок будет активен и получит удовольствие лишь в том случае, если игра ему интересна или знакома.
И если в летний период родители выезжают на дачу, то необходимо сделать так, чтобы ребенок имел возможность играть с песком и водой.
ЭТИ ИГРЫ С ПЕСКОМ
МОЖНО ОРГАНИЗОВАТЬ ДОМА С ДЕТЬМИ:
Играем в магазин. Учить детей делать из песка «продукты» для магазина – мороженое, пирожное, пирожки, колбаску и т.д.
Устроим сад с клумбами и цветами. Учить детей делать насыпи из песка разной формы. украшать их деревьями и цветами.
Строим дом. Учить детей сгребать песок лопатой в кучу, аккуратно прихлопывать его. Украшать домик флажками, вставлять окна и двери.
Посадим огород. Учить детей нагребать небольшие песочные валы, прихлопывать их и делать грядки. «Сажать» на них «Овощи» - шишечки, травку, веточки.
Построим гараж. Учить детей строить гараж, сгребая песок в кучку. Делать углубления для машинок.
Устроим зоопарк для зверей. Учить детей делать небольшие перегородки (клетки) для зверей. Обнести весь зоопарк забором.
По замыслу. Закреплять навыки создания из песка разных построек.